Основные сведения

                                                                      38371795.gif

             Федеральный государственный образовательный стандарт общего                                            образования: актуальные вопросы введения.
Официальный сайт ФГОС
Документы ФГОС на сайте Министерства образования и науки РФ

 6 пунктов президентской инициативы
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
 
Федеральный государственный образовательный стандарт
• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
• Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
 
Основные характеристики нового стандарта
  • новый формат стандарта (рамочный документ)
  • новое содержание стандарта (совокупность требований) 
  •  расширение функций и пользователей стандарта 
  •  новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
 
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностным: готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным: универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные
Предметным: опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
 
Требования к структуре
•основная образовательная программа –целостный документ
• пояснительная записка
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы
• учебный план
• программа формирования универсальных учебных действий
• программы учебных предметов
• программа духовно-нравственного развития, воспитания
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
• программа коррекционной работы
• система оценки достижения планируемых результатов
•внеурочная деятельность
•время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
 
Требования к структуре основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
- количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; 
-минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов); 
- содержанию каждого из разделов; 
-соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
 
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
•кадровые условия
•возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
•повышение квалификации один раз в пять лет
•финансовые условия
•норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
•материально-технические условия
•функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
•возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
•информационная среда образовательного учреждения

Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года);
3. ФГОС среднего общего образования – в стадии разработки

Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
•обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
• принятие идеологии ФГОС общего образования
• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
•овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
 
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
-разработана и утверждена основная образовательная программа
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:
 - разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:
 - базисный учебный план
 - планируемые результаты освоения основной образовательной программы
 - примерные программы учебных предметов
 - остальные примерные программы в соответствии со стандартом
- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
- утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС
- создание Координационного совета
- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС
- организация мониторинга введения ФГОС
 
Уровень образовательного учреждения :
- разработка основной образовательной программы, включающей :
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план(ы)
- программу формирования универсальных учебных действий
- рабочие программы учебных предметов, курсов
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
- систему оценки достижения планируемых результатов
- разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения
- модернизация системы методической работы
- организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС
- создание условий реализации ООП
 
                                                                        ФГОС для обучающихся с ОВЗ
КОНЦЕПЦИЯ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2015г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Образовательные стандарты