6 пунктов президентской инициативы
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ Федеральный государственный образовательный стандарт
• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
• Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ)
новое содержание стандарта (совокупность требований)
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностным: готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным: универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные
Предметным: опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания Требования к структуре
•основная образовательная программа –целостный документ
• пояснительная записка
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы
• учебный план
• программа формирования универсальных учебных действий
• программы учебных предметов
• программа духовно-нравственного развития, воспитания
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
• программа коррекционной работы
• система оценки достижения планируемых результатов
•внеурочная деятельность
•время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) Требования к структуре основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
- количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
-минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
- содержанию каждого из разделов;
-соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности Требования к условиям реализации основной образовательной программы
•кадровые условия
•возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
•повышение квалификации один раз в пять лет
•финансовые условия
•норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
•материально-технические условия
•функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
•возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
•информационная среда образовательного учреждения Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года);
3. ФГОС среднего общего образования – в стадии разработки Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
•обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
• принятие идеологии ФГОС общего образования
• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
•овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Критерии готовности ОУ к введению стандарта
-разработана и утверждена основная образовательная программа
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:
- разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:
- базисный учебный план
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- примерные программы учебных предметов
- остальные примерные программы в соответствии со стандартом
- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
- утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС
- создание Координационного совета
- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС
- организация мониторинга введения ФГОС Уровень образовательного учреждения :
- разработка основной образовательной программы, включающей :
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план(ы)
- программу формирования универсальных учебных действий
- рабочие программы учебных предметов, курсов
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
- систему оценки достижения планируемых результатов
- разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения
- модернизация системы методической работы
- организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС
- создание условий реализации ООП