Психологическая безопасность

 
Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи школьного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность школьного  учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.      

              Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находится в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду.

             Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.

                Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.

             В настоящее время проблема психологической безопасности личности и государства приобретает мировой масштаб, особенно в условиях глобализации общества. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ», одобренных Президентом России. Частными проблемами концепций являются: проблема обеспечения экономической и информационной безопасности государства, отдельного гражданина и лидерства. Однако рассмотрение данных проблем надо начать с определения понятия «психологическая безопасность».

                  Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

                  В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.

                  Правительственная Концепция модернизации российского образования  предусматривает повышение качества образования  за счёт формирования здоровья, социального благополучия, психологической защищённости, защиты прав личности. В связи с этим психологическая служба образования выступает гарантом обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

                    ПБ рассматривается как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

             ПБ является составной частью понятия «качество жизни», детерминированного информационными, экономическими и психологическими воздействиями внешней среды. Выделяют низкий и высокий уровни ПБ. ПБ также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отражённым характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант её развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчинённую или ведущую функции. ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями

            На наш взгляд, целесообразно выделять внешние и внутренние угрозы ПБ школьников.

  ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Физические:

1.       неблагоприятные погодные условия;

2.       недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3.       нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

4.       несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь - отсутствие режима проветривания;

5.       враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;

Социальные:

1.         манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

2.         межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;

3.         интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

4.         неправильная организация общения - преобладание авторитарного стиля;

5.         отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:

1.         привычки негативного поведения;

2.         осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

3.         отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого;

4.         индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);

5.         патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

            Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий - проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому взрыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

–         в трудностях засыпания и беспокойном сне;

–         в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

–         в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

–         в рассеянности, невнимательности;

–         в беспокойстве и непоседливости;

–         в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;

–         в проявлении упрямства;

–         в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

–         в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;

–         в игре с половыми органами;

–         в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

–         в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

–         в повышенной тревожности;

–         в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

   

       Анализ и обобщение научных источников, рассматривающих разные аспекты ПБ, позволяет расширить перечень внешних угроз. Описывая их, соотнесём выявленные нами составляющие феномена ПБ с последствиями её нарушения: 

1) последствия нарушений информационной составляющей ПБ: информационная неадекватность в поведении, познавательной активности и профессиональной деятельности человека; информационные стрессы и дистрессы, информационные перегрузки; 

2) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ: потеря трудоспособности, формирование внутренней картины болезни (ВКБ),  уход в болезнь, депрессия; 

3) последствия нарушений социальной составляющей ПБ: социальная дезадаптация, социопатия, фобии: русофобия, ксенофобия и др.; 

4) последствия нарушений технической составляющей ПБ: снижение производительности труда, несчастные случаи, производственный травматизм, техногенные катастрофы; 

5) последствия нарушений экономической составляющей ПБ: изменение социального статуса личности в обществе (безработица, потеря смысла жизни, девальвация профессии); 

6) последствия нарушений политической составляющей ПБ: изменение социальной ценности личности и независимости её жизнедеятельности; 

7) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ: дидактогении, дидактопатии, школьная дезадаптация  участников образовательного процесса;

 8) последствия нарушений экологической составляющей ПБ: фобии: радиофобия, онкофобия и др.;

 9) последствия нарушений юридической составляющей ПБ: потеря доверия к государству, правоохранительным органам, криминализация общества, чувство беззащитности, агрессивность, насилие над личностью; 

10) последствия нарушений личностной составляющей ПБ: деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация.

   

               Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».       Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.