Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находится в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду.
Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.
В настоящее время проблема психологической безопасности личности и государства приобретает мировой масштаб, особенно в условиях глобализации общества. Это нашло отражение в государственной «Концепции информационной безопасности РФ» и в «Концепции общественной безопасности РФ», одобренных Президентом России. Частными проблемами концепций являются: проблема обеспечения экономической и информационной безопасности государства, отдельного гражданина и лидерства. Однако рассмотрение данных проблем надо начать с определения понятия «психологическая безопасность».
Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.
Правительственная Концепция модернизации российского образования предусматривает повышение качества образования за счёт формирования здоровья, социального благополучия, психологической защищённости, защиты прав личности. В связи с этим психологическая служба образования выступает гарантом обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.
ПБ рассматривается как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
ПБ является составной частью понятия «качество жизни», детерминированного информационными, экономическими и психологическими воздействиями внешней среды. Выделяют низкий и высокий уровни ПБ. ПБ также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отражённым характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант её развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчинённую или ведущую функции. ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями
На наш взгляд, целесообразно выделять внешние и внутренние угрозы ПБ школьников.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Физические:
1. неблагоприятные погодные условия;
2. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь - отсутствие режима проветривания;
5. враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;
Социальные:
1. манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;
2. межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;
3. интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;
4. неправильная организация общения - преобладание авторитарного стиля;
5. отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:
1. привычки негативного поведения;
2. осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
3. отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого;
4. индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);
5. патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий - проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому взрыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
– в трудностях засыпания и беспокойном сне;
– в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
– в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
– в рассеянности, невнимательности;
– в беспокойстве и непоседливости;
– в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;
– в проявлении упрямства;
– в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
– в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;
– в игре с половыми органами;
– в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
– в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
– в повышенной тревожности;
– в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Анализ и обобщение научных источников, рассматривающих разные аспекты ПБ, позволяет расширить перечень внешних угроз. Описывая их, соотнесём выявленные нами составляющие феномена ПБ с последствиями её нарушения:
1) последствия нарушений информационной составляющей ПБ: информационная неадекватность в поведении, познавательной активности и профессиональной деятельности человека; информационные стрессы и дистрессы, информационные перегрузки;
2) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ: потеря трудоспособности, формирование внутренней картины болезни (ВКБ), уход в болезнь, депрессия;
3) последствия нарушений социальной составляющей ПБ: социальная дезадаптация, социопатия, фобии: русофобия, ксенофобия и др.;
4) последствия нарушений технической составляющей ПБ: снижение производительности труда, несчастные случаи, производственный травматизм, техногенные катастрофы;
5) последствия нарушений экономической составляющей ПБ: изменение социального статуса личности в обществе (безработица, потеря смысла жизни, девальвация профессии);
6) последствия нарушений политической составляющей ПБ: изменение социальной ценности личности и независимости её жизнедеятельности;
7) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ: дидактогении, дидактопатии, школьная дезадаптация участников образовательного процесса;
8) последствия нарушений экологической составляющей ПБ: фобии: радиофобия, онкофобия и др.;
9) последствия нарушений юридической составляющей ПБ: потеря доверия к государству, правоохранительным органам, криминализация общества, чувство беззащитности, агрессивность, насилие над личностью;
10) последствия нарушений личностной составляющей ПБ: деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация.
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.