Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ "Беседская ООШ" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
В МОУ "Беседская ООШ" созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся возможна организация индивидуального обучения на дому;
вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого - педагогический консилиум и осуществляется взаимодействие с ПМПК;
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ.
Нормативно-правовые документы (федеральный уровень)
С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООНо правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ).Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Родители ребенка добровольно решают, предоставлять или нет заключение ПМПК в образовательные организации.
Обучающиеся с ОВЗ – это дети:
– с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
– нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
– тяжелыми нарушениями речи;
– нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– задержкой психического развития;
– расстройствами аутистического спектра;
– со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
– с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).
Нормативно-правовые документы (муниципальный уровень)
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 24.08.2015 № 553 «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 24.08.2015 № 554 Об организации деятельности психолого-медико-педагогической службы комитета образования администрации Волосовского муниципального района
Родители (законные представители) решают, проходить или не проходить ПМПК, чтобы выявить особенности физического или психического развития, а также отклонения в поведении ребенка. ПМПК обследует подростка, которому исполнилось 15 лет, только с его согласия. Родители (законные представители) ребенка предъявляют в территориальную или центральную ПМПК:
– заявление о проведении или согласии на проведение обследования ребенка в комиссии;
– копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (и предъявляют оригинал или заверенную копию);
– направление ОО или другой организации, в т. ч. медицинской (при наличии);
– заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения ОО (при наличии);
– характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
– письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка
– заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
– подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации).
Что обязательно должны знать родители о заключении ПМПК
Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер (п. 23 Положения о ПМПК). Заключение ПМПК содержит выводы о наличии, либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении. Такие сведения являются персональными данными детей (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). Никто не имеет права передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения о ПМПК). Если родители предоставили в ОО заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, школа обязана такие условия создать. Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново (п. 23 Положения о ПМПК). Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяют члены ПМПК. Срок варьируется от 3–6 месяцев до 1 года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы. Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню образования).
Ссылка на официальный сайт территориального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ТПМПК:
- https://volosovopmps.nubex.ru/
Главная цель - информировать о современных разработках и достижениях в сфере образования. Проект «Знаем-Можем» создан Национальным советом молодежных детских объединений России и Коммуникационным агентством АГТ при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Центр Дистанционного Образования Ленинградской области
Ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов Ленинградской области
Контактная информация
Адрес: 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский проспект, дом 25а
E-mail: tatviktsemenovado@i-dist.ru
Куратор от управления образования: Глевицкая Елена Ивановна
Руководитель ЦДО: Семенова Татьяна Викторовна
Северо-Западный федеральный округ,
Среднее специальное образование
Санкт-Петербургское профессиональное училище № 80
Принимаются люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Обучение ведется по специальностям:
Срок обучения: 2 года с обязательным обучением в вечерней средней школе.
Дополнительная информация: иногородние обучаются на платной основе. Общежитие не предоставляется.
Адрес: 194352, г. Санкт-Петербург, Придорожная аллея, 7. Телефоны: (812) 597-94-41, (812) 597-26-97 (приемная комиссия).
Санкт-Петербургский учебный комплекс для инвалидов
Начальное профессиональное образование:
Среднее профессиональное образование:
Форма обучения: очная.
Платное курсовое обучение: вязальщица, швея, машинистка. Срок обучения: 13 недель. Форма обучения: очная.
Дополнительная информация: общежитие не предоставляется.
Адрес: 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 20. Телефон: (812) 166-28-77.
Обучение по специальностям:
Дополнительная информация: иногородним предоставляется общежитие. По некоторым специальностям возможно заочное обучение.
Адрес: 196620, г. Санкт-Петербург, Павловск, ул. Березовая, 18. Телефон/факс: (812) 470-64-13 (директор).
Осуществляет обучение по специальностям: лабораторная диагностика; коммерция; оператор ЭВМ; агент; художник росписи по дереву; изготовитель художественных изделий из керамики; портной.
Другие полезные ссылки